Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
1. Предметы материальной культуры
|
игрушки:
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
- игрушки-забавы;
- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
- строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
- игрушки-самоделки из разных материалов;
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
· изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
· дидактический материал (в том числе раздаточный материал).
|
2. Технические средства обучения
|
· Технические устройства (аппаратура):
- магнитофон, музыкальный центр;
- телевизор;
- звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
|
3.Учебно-методическое обеспечение
|
- учебные пособия;
- методические разработки
|
4. Художественные средства
|
· предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.
|
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность)
|
· плакаты,иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.
|
6. Средства общения
|
· вербальные средства (речь)
· невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
|
7. Средства стимулирования познавательной деятельности:
|
· помощь в обучении:
- помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
- помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
· противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.
|
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- особенностей личности педагога, его квалификации
Электронные образовательные ресурсы для детей
http://www.cofe.ru/read-ka - «Почитай-ка». Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких детей, существующий только в Интернете. Сказки, стихи, головоломки, курьезы, необычности, рассказы, загадки, факты из жизни ученых, великие сказочники. Конкурс юных поэтов и писателей. (Аудитория – дети от 4-х лет.)
http://www.solnet.ee/sol - «Солнышко». Развлекательно-познавательный детский журнал, существующий только в Интернете (в виртуальном виде). Печатной версии не было и пока нет. Игротека, сценарии праздников, фотогалерея «Мое солнышко», сказки, зоопарк, журнал (раскраски, стихи, песенки, загадки, юмор, кроссворды, ребусы и многое другое). На его страницах можно прочитать сказки, рассказы о захватывающих приключениях и загадочных открытиях. Получить уроки хороших манер, ответы на детские вопросы (рубрика «Почемучка»), советы Поварешкина (как приготовить несложные блюда, когда рядом нет родителей). «Полиглотик» (изучение иностранных языков в раннем возрасте). Архивные материалы, отсортированные по рубрикам и по номерам. (Аудитория – дети от 4-х лет.)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
http://dob.1september.ru – Газета «Дошкольное образование».
http://periodika.websib.ru – Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.
http://zerno.narod.ru – «Зёрнышко». Полноцветный христианский журнал, для детей 4- 11 лет, учит, развлекает, утешает, помогает воспитывать детей в христианских традициях.
http://www.1september.ru – «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет, в том числе «Дошкольное образование».
http://www.detgazeta.ru – «Детская газета». Новое весёлое электронное издание для детей от 6 до 10 лет. Сказки, головоломки, викторины, лабиринты, рассказы о животных, кулинарные рецепты, адреса друзей.
http://www.informica.ru/windows/magaz/higher/higher.html – Научно-педагогический журнал Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
http://www.kindereducation.com – «Дошколёнок». Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы, (от 4-х лет).
http://www.klepa.ru – «Клёпа». Международный детский журнал/альманах, издается с 1992 года. Постоянные рубрики: «Твои знаменитые тёзки», «Клёп-клуб». Каждый номер этого журнала/альманаха освещает одну тему.
http://www.klepa.ru/klepclub_mag.php - «Клёп-клуб». Приложение к журналу «Клёпа». Современный познавательный журнал для любознательных детей 5 - 7 лет.
http://www.krokha.ru – «Мой Кроха и Я». Одно из самых популярных в России изданий для родителей, воспитателей. Журнал содержит массу интересных советов и ответы на конкретные вопросы.
http://www.lazur.ru/anons/cvirel/cvirel4.html - «Свирель». Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи. Журнал содержит популярные образовательные материалы по различным аспектам естествознания и экологии, ориентированные на учебные планы школ, а также литературно-художественные произведения – рассказы, повести.
http://www.lazur.ru/anons/cvirelka/cvirelka4.html -«Свирелька». Ежемесячный журнал о природе для детей от 3 до 8 лет. Издание знакомит детей с окружающим миром.
http://www.medvejata.ru – «Весёлые медвежата». Добрый, яркий развивающий журнал для детей 6 - 12 лет. Сказки, загадки, познавательные рассказы о животных, правила дорожного движения, творческие мастерские и конкурсы с призами. «Весёлые медвежата» – весёлый друг детей, незаменимый помощник воспитателя и родителей!
http://www.merrypictures.ru/last_eskiz - «Эскиз». Журнал об искусстве для детей. Издается с 2000 года. Журнал способствует эстетическому развитию, служит пособием для уроков рисования и эстетического воспитания. Архитектура городов, крупнейшие музеи мира, живопись и скульптура, народные промыслы, кино и театр, компьютерная графика, творчество юных читателей. Аудитория — дети 6-12 лет.
http://www.merrypictures.ru/last_filya - «Филя». Журнал для детей о природе и экологии. Журнал рассчитан на детей от 6 до 12 лет.
http://www.merrypictures.ru/last_vk - «Весёлые картинки». Детский юмористический журнал
http://www.vestnik.edu.ru – «Вестник образования». Нормативные документы и аналитические обзоры.
http://ru.wikipedia.org/wiki - Детские и юношеские журналы России. Материал из «Википедии» — свободной энциклопедии.
Электронные образовательные ресурсы для родителей
http://www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей». Федеральные и межведомственные программы. Воспитание. Направления дополнительного образования детей. Детский отдых.
http://www.babylib.by.ru – «Библиотека маленького гения». О раннем развитии детей и развивающих игрушках. Пособия Зайцева, Никитина, Монтессори.
http://www.detskiysad.ru – «Детский сад.Ру – взрослым о детях». Сайт для родителей и педагогов. Содержит статьи о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом другом. Материалы сайта будут полезными не только для воспитателей и методистов детских садов, но и для студентов и молодых родителей.
http://www.forkids.ru – «Отдых и досуг детей». Сайт имеет ссылки на дружественные ресурсы. Сайты для детей. Сайты для родителей. Для всей семьи. Спортивные ресурсы. Активный отдых. Другие ресурсы.
http://www.nanya.ru – «Няня». Главный семейный портал страны. Всё о детях и семейных отношениях. Основные разделы: воспитание, образование, советы родителям, тематические конференции. Авторитетно. Профессионально. Полезно.
|